На улице Герцена расположена усадьба с многочисленными мостиками и разрушившимися скульптурными композициями, которая принадлежала аптекарю Октавиану Бельскому. Спрятана она за высоким забором, огораживающим территорию больницы.
История усадьбы начинается с приобретения предпринимателем земельного участка 2,5 га. в 1889-1890-ых годах. Жители Лукьяновки получили, по сути, полноценный парк для прогулок и отдыха. Два особняка на его территории построили по проекту М. Казанского.
В 30-ых годах установили упомянутый забор. Ведь в 1934-1937-ых годах усадьбой завладел нарком внутренних дел УССР В. Балицкий. Партийный работник принимал участие в массовых репрессиях и исполнял указания по уничтожению памятников истории и архитектуры в Киеве.
Из архивных документов, рассекреченных в 93-ом году, стало известно, что из спецфонда НКВД на реконструкцию домов, где проживал Балицкий, было потрачено не менее миллиона рублей. Каналы ручьев реки Глыбочицы, ныне иссохшие, а также небольшие пруды создавали в Киеве живописное место, недоступное для большинства “жителей” столицы.
Перед войной на этой территории находился пионерлагерь для детей сотрудников НКВД. Если обратить внимание на немецкий план Киева, который был составлен перед оккупацией, то усадьба была отмечена красным флагом, как и нынешняя резиденция Президента Украины.
В конце 1943-ого года член военсовета Н. Хрущев переехал жить на ул. Герцена 14 в один из особняков.
Киевляне тех времен называли усадьбу “дачей Хрущева”. Чтобы не тревожить Первого секретаря ЦККПУ и обеспечить его безопасность, троллейбус №18 делал крюк по улице Пугачева.
Когда Хрущев переехал в Москву, поместья использовались в качестве резиденций первых секретарей ЦК КПУ. До 1972 года в них жил П. Шелест. А вот преемник Шелеста Щербицкий отказался от государственного “подарка” в пользу роскошного здания в Межигорье.
Интересно, что строения парка находятся в “Перечне памятников архитектуры” 1993 года, но найти их в современных базах не удастся.
Сейчас усадьба находится в плачевном состоянии. Большинство скульптур разрушены. Небольшие виадуки с лепниной осыпаются. Клетки для животных заброшены. В руинах мини-замка, от которого осталась лишь башенка, содержались медведи. В то же время сохранился первозданный ландшафт и растительность. Белки в парке совсем как ручные, позируют на камеру, приближаются к посетителям, чтобы получить лакомство.
Дальнейшая судьба этого парка остается неизвестной. Еще 5 лет назад велись разговоры о том, чтобы его вместе с постройками снести. А соответственно, стоит посетить усадьбу, пока существует такая возможность. Вход в усадьбу находится со стороны Института педиатрии, акушерства и гинекологии НАМН Украины.
Антон Визковский
Роман Петушков
для ИНФОТАБа