Последние опросы демонстрируют, что большинство россиян поддерживают внешнюю политику Путину: за два года войны на востоке Украины и оккупации Крыма существенно не возросло число недовольных имперскими, амбициями президента и их воплощением.
Но одно дело – смотреть по телевизору новости из Сирии или смаковать «победы ополчения» на Донбассе. И совсем другое – ощутить экономические последствия политики Путина, которая вызывает всё больше нареканий, пусть пока и не связывается в сознании россиян с персоналиями из Кремля.
Ниже речь пойдёт о том, какие серьёзные ошибки допускает российское правительство и к чему это может привести.
Если говорить о нынешнем состоянии экономики РФ, то его сложно назвать иначе, чем плачевным. Как отмечает издание РБК, доходы россиян падают рекордными темпами. К примеру, согласно с докладом Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, на пресс-релиз которого ссылается РБК, денежные доходы населения России в августе и сентябре снизились на 8,2% и 2,8% соответственно по сравнению с показателями прошлого года. Авторы доклада отмечают, что даже в период кризиса в 2009 году падение реальных денежных доходов было несколько меньше, чем в текущем году.
Несмотря на относительный рост цен на нефть, которые на мировом рынке выросли (и стабильно находятся выше 50 долларов за баррель) и незначительный рост курса рубля, самые важные показатели демонстрируют кризисные тенденции. Meduza.io отмечает, что курс рубля по-прежнему зависит от внешних факторов, в частности, от того, поднимет ли ставку Федеральная резервная система США. Если это произойдет, доллар подорожает, а все товары, торгующиеся в долларах (например, нефть), подешевеют.
В то же время инфляция в России, наоборот, падает, но это тоже не свидетельство хорошего состояния экономики.
Как отмечают «Ведомости», рост цен правительство могло сдерживать, в том числе, и в связи с парламентскими выборами. Что касается главых экономических показателей, то в данный момент можно говорить о стагнации российской экономики: ВВП России по итогам 2016 года, скорее всего, не увеличится, а прогнозы на 2017-й предполагают рост до одного процента — ниже среднемирового.
Ранее Минэкономразвития подготовило три сценария социально-экономического развития до 2035 года. Оптимистичный предполагает рост экономики в среднем на 2% в год, консервативный — на 1,8%. Согласно одному из сценариев, российской экономике не удастся преодолеть стагнацию ближайшие 20 лет.
Торможение реформ из-за сырьевой зависимости, исчерпание резервов, перенос проблем бюджетов регионов на федеральный уровень стали предпосылками для «кардинального пересмотра» бюджетной политики, считают эксперты РАНХиГС. В своём обзоре они отмечают, что резервный фонд, как заявлял Минфин РФ, иссякнет уже в 2017 году, а средств Фонда национального благосостояния, указывают в РАНХиГС, «едва хватит, чтобы сбалансировать федеральный бюджет» в 2017–2019 годах.
Обозреватель РБК экономист Константин Гаазе отмечает, что во многом падение экономики связано с политикой премьер-министра Дмитрия Медведева.
«Еще до начала эпопеи с санкциями и падения цен на нефть виновником кризиса называли премьера и его команду: они в 2013 году продавили слишком жесткий бюджет и «схлопнули» неустойчивый рост. «Коктейль Медведева» выглядел и до сих пор выглядит так: оборонные расходы растут, социальные выплаты стагнируют, реальные расходы на образование и медицину сокращаются», – отметил Гаазе.
«На бумаге денег на зарплаты бюджетникам, пенсии и социальные выплаты не становится меньше. Но в реальности правительство из-за «майских указов» все больше тратит на рост зарплат и все меньше на социальные выплаты. То же, разумеется, происходит и в регионах», – добавил он.
По мнению эксперта, политика Медведева привела к тому, что число получателей денежных пособий в регионах увеличилось за десять лет в четыре раза — с 6,6 млн до 25,4 млн человек, большинство которых в данный момент живут в основном на эти пособия. Это повлияло на рост уровня бедности населения, который, по данным аналитиков РАНХиГС, на 2016-й год составляет примерно 15%. Отметим, что ранее эксперты Высшей Экономической Школы пришли к выводу, что в ближайшем будущем социальные расходы в РФ вернутся на уровень 2006-го года, что явно не обрадует бюджетников.
Ещё одним просчётом, который привёл к падению экономики, Гаазе назвал искусственное сдерживание инфляции.
«Подавленная инфляция — это, конечно, достижение, но если потребительский спрос не восстановится, толку от этого достижения будет немного. Инвестиции сдерживает не только (возможно, не столько) высокая инфляция, сколько неопределенность ситуации в экономике, которая возникает в том числе из-за подавленного внутреннего спроса.
Стоит ли упираться в показатель 4% и держать искусственно завышенные ставки по потребительским кредитам, если стабильному снижению инфляции препятствует не только профицит ликвидности, но и высокое и постоянно растущее неравенство, являющееся в том числе следствием политики Банка России?», – отметил эксперт.
Также стоит отметить, что санкции ударили по российской экономике больнее, чем может показаться, если смотреть телешоу Дмитрия Киселёва. Экономисты отмечают, что санкции, введенные странами Запада после начала российско-украинского конфликта, отрезали российские компании от рынков капитала США и ЕС – основных внешних источников финансирования. Помимо этого, отношение инвесторов к России значительно ухудшилось: в 2014 году объем прямых иностранных инвестиций упал на 70%, до минимума 2006 года, отмечают эксперты Московской школы управления. «Ведомости» пишут, что, по некоторым расчётам, в 2014–2017 годах российская экономика потеряет 170 миллиардов долларов из-за санкций.
Товарооборот России со странами ЕС снизился в два раза из-за санкций и падения цен на нефть. Об этом ещё в феврале 2016-го сообщил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на встрече с бизнесом в рамках Мюнхенской конференции по безопасности. «За последние несколько лет это совсем грустно. То есть у нас было приблизительно 450 миллиардов евро на пике, а сейчас 235 миллиардов евро – и это, ну, такая история не очень хорошая», — сказал Медведев. Объем торговли России с Германией, по словам Медведева, сократился более чем на треть.
Кроме макроэкономических показателей, после введения санкций начало падать благосостояние. Реальная (с учетом инфляции) заработная плата, по данным Росстата, начала падение с ноября 2014 года: в результате за 2015 год она упала сразу на 9,5% (что намного больше кризисного 2009 года, когда падение составило 3,5%). В 2015 году, когда ВВП сократился на 3,7%, потребление домохозяйств упало сразу на 10,1%, что сильно ударило по отраслям, ориентированным на внутренний спрос. На столько же, по данным Росстата упала розничная торговля, а покупательская активность россиян упала как минимум до уровня 2005 года. Следующая причина перенапряжения бюджета – это высокие расходы на военно-промышленный комплекс, которые будут постепенно сокращаться, начиная с 2017-го года. Согласно расчетам Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), военные расходы России в отношении к ВВП в 2015 году достигли постсоветского максимума в 5,4%. По этому показателю Россия делит шестое-седьмое место с Израилем. Выше – только такие страны, как Южный Судан и Ирак, но у них непосредственно на их территории продолжаются военные конфликты.
Наконец, стоит вспомнить о «нефтяной игле», другими словами, о том, что нынешняя экономика России во многом зависит от экспорта нефти и газа, что мешает развитию и модернизации других отраслей (в частности, развитию IT). Если говорить о конкретных цифрах, то, по оценке на 2015 год, доля нефтегазовых доходов составила 44,4% дохода федерального бюджета РФ. В бюджете 2016 года заложена доля в 44%. Таким образом, нефть и газ обеспечивают почти половину богатств России, причём все годы правления Путина эта доля только росла: с 24% в 2000-м году до максимума в 51,3% в 2014-м.
Но главной причиной кризиса, вследствие которого темпы роста ВВП уменьшаются ещё с начала 2012 года
(а по данным Всемирного банка, ещё в 2009–2013 годах российская экономика росла на 1,1% в год, замедляясь с 2010 года), экономисты называют другую проблему. Речь идёт о некомфортных условиях для бизнеса, как отмечают в Центре развития ВШЭ. Другими словами, ведение бизнеса осложняет бюрократия и давление со стороны государства: как прямое в виде налогов, так и косвенное, в виде неравной конкуренции с госкомпаниями.
Наш собеседник Эдуард Стромило, российский предприниматель, который поддержал Майдан и в прошлом году переехал жить в Украину, заявил, что бизнес в России фактически не развивается из-за давления со стороны государства. По его словам, это приводит к тому, что многие предприниматели разочаровываются и либо уходят «в тень», либо бросают своё занятие.
«Я часто общаюсь со своими коллегами, которые остались в России, и заметил одну вещь. Даже те из них, кто не поддерживал Украину и всегда выступал за Путина, теперь понемногу начинают понимать, к чему он и Медведев привели страну. Это очень прагматичные люди, и когда они видят, что роста экономики не предвидится, как и отмены санкций, что инфляция искусственно подавляется, что курс зависит по сути только от нефти, что частная инициатива не развивается и выживают только госкомпании, они понимают, что что-то идёт не так. И кто-то уезжает, кто-то бросает своё занятие, кто-то уходит «в тень» и начинает скрывать свои доходы.
Но тех, кто занимается бизнесом, и был бы доволен экономической политикой государства, таких людей сложно найти», – отметил Стромило.
АВТОР: Александр Андриевский