В 60-ти километрах от Киева, около села Сухолучье находится Днепровско-Тетеревское лесоохотничье хозяйство.
Площадь территории насчитывает 29,7 тыс. га, из которых 19,5 тыс. га занимают леса, а 10,2 тыс. га — водные угодья. Вокруг нее долгое время велись споры юридического и природозащитного характеров.
Идея присвоить Днепровско-Тетеревскому хозяйству статус “национального природного парка” возникла еще в 2000-х годах. Однако от слов к делу власти перешли лишь в 2008 году, когда Виктор Ющенко выдал Указ Президента “О расширении сети и территорий национальных природных парков и других природно-заповедных объектов”. Согласно ч.1 этого документа исполнительные органы государственной власти должны поддержать инициативы областных государственных администраций по созданию национальных парков, в том числе и “Днепровско-Тетеревского”.
Но идея так и не была реализована. Ситуация усугубилась с приходом к власти команды Виктора Януковича.
Красиво жить не запретишь
Издание “Украинская правда” со ссылкой на сайт Генеральной прокуратуры отметило, что в 2007 году Киевская ОГА изъяла землю у Днепровско-Тетеревского государственного лесоохотничьего хозяйства на территории Сухолуцкого сельского совета в Вышгородском районе. Затем эти земли (17, 48 га, – прим. ред.), решением Киевского областного совета 2012 года № 423-21-VI, перешли в пользование организацией “Дом Лесника”, владельцем которой является Игорь Шишка. Он был начальником охраны офиса “Танталита” – компании, занимавшейся приобретением недвижимости Виктора Януковича.
В 2009 году, подчеркивают в прокуратуре, целевое назначение этих земель были незаконно изменено – там разрешили строительство и обслуживания гостинично-ресторанного комплекса, а точнее нового имения (Хонка – 2, – прим. ред.) экс-президента Виктора Януковича.
27 марта 2017 года Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко сообщил на своей странице Facebook, что “15 июня 2016 года департамент спецрасследований Генеральной прокуратуры Украины (ГПУ) направил в суд (Шевченковский районный суд, – прим. ред.) обвинительный акт в отношении 18 человек, среди которых – бывшая глава Киевской облгосадминистрации Вера Ульянченко, а также директор Днепровско-Тетеревского государственного лесоохотничьего хозяйства Николай Гордийчук, помощник премьер-министра (2007 год) Николай Коломиец, директор ООО “Дом лесника” Юрий Булава и другие”.
В 2008 году было зарегистрировано гражданская организация “Товарищество охотников и рыбалок “Кедр”, основателем которого является депутат “Оппозиционного блока” – Юрий Бойко, известный участием в коррупционном скандале под названием “Вышки Бойко”.
Эту информацию также можно проверить в Едином государственном реестре юридических лиц.
В реестре этого “клуба”, который организовал охоту в лесах Сухолучья, поближе к поместью Януковича, числились такие политики, как Сергей Кивалов, Андрей Клюев, Леонид Кравчук, Виктор Пинчук и другие. Бюджет этой организации в 2011 году составлял 9,6 млн. грн, а в 2013 – уже 36,4 млн. грн. По данным “Вестника госзакупок” в 2010-2012 за счет налогоплательщиков на участках, которыми пользовался “Кедр”, был построен вольер для животных в 12500 погонных метров стоимостью почти в 1900000 грн.
5 февраля 2018 года журналисты ИНФОРМАТОРа посетили Сухолучье и увидели масштабную территорию “Кедра” воочию. Оказалось, что попасть на охотничьи угодья нет возможности из-за закрытых ворот. Это продемонстрировано в видеоматериале ниже:
Такое ограничение считается нарушением ст. 13 Конституции Украины, поскольку лес является правом собственности Украинского Народа.
Напротив вольера находится просека с расположенными по левую сторону вышками. Охотники взбирались на эти конструкции и отстреливали бегущую по прямой дороге дичь, словно в тире.
И было бы хорошо, если бы животные были привезенными для подобных целей. Только эколог Владимир Борейко, который сопровождал журналистов во время поездки, прокомментировал, что “охотники стреляли во все, что хотели. Даже в животных из Красной книги”.
Кроме оленей, кабанов, лосей, косуль, муфлонов и зайцев, в Днепровско-Тетеревском лесоохотничьем хозяйстве проживают черные аисты, тетеревы, рысь, змееяды, сапсаны и орланы-белохвосты, занесенные в Красную книгу.
Во время съемок одного из журналистов ИНФОРМАТОРа чуть не сбила машина охраны “Кедра”, водитель которой был возмущен таким вот проникновением на земельные участки, которые принадлежат народу Украины.
Сайта у охотничьего клуба нет. На звонки на телефонные номера, указанные в Едином государственном реестре юридических лиц, никто не отвечает.
Рубай, все равно новое вырастет
Едем дальше. На одной из остановок Владимир Борейко демонстрирует лесоматериалы, приваленные снегом. Он рассказал, что “в Днепровско-Тетеревском лесоохотничьем хозяйстве ведется санитарная вырубка леса”. Эколог берет в руки колоду и просит внимательно ее рассмотреть, сообщив, что деревья “живые” и вырубке не подлежат.
Журналистам тяжело разобраться, являются ли эти деревья “здоровыми”, не будучи специалистами. Внешних признаков повреждения растений обнаружено не было. Соответственно, что либо утверждать однозначно – опрометчиво. Но то, как поредел лес в ходе вырубок, является заметным.
Для того, чтобы разобраться в ситуации, направляемся в здание управления Днепровско-Тетеревского лесоохотничьего хозяйства. Работников медиа направляют в актовый зал на втором этаже. Приходит и директор хозяйства Василий Яковлевич Юхимчук.
Задаем ему вопрос: “Почему ведется вырубка деревьев?”.
“Жаль, что вы со мной не проехали, я бы вам показал, сколько леса усыхает. За те годы, пока будет создаваться Днепревско-Тетеревский национальный парк, тут произойдет катастрофа. Мы рубим исключительно сухой лес – производим санитарную вырубку. Она проводится, когда лес усыхает по разным причинам. Деревья умирают, они уже не стойкие”, – говорит Юхимчук.
Коллега-журналист утверждает, что “ведь ведутся вырубки и молодых деревьев”.
Василий Яковлевич на этот вопрос так и не удосужился ответить.
Если мы обратимся к Постановлению Кабинета министров Украины “О санитарных правилах в лесах Украины” (далее – Постановление), то увидим положение, что “в заповедных зонах биосферных заповедников, национальных природных и региональных ландшафтных парков, на территории природных заповедников, памятников природы, заповедных урочищ запрещается проведение сплошных санитарных рубок, вырубка дуплистых, сухостойных, фаутных деревьев и ликвидация захламленности.”
До сих пор статус “национального парка” относительно Днепровско-Тетеревского хозяйства так и не был утвержден. Хотя проект Указа Президента Украины Петра Порошенко существует. Но он так и не был принят.
19 февраля 2017 года заведующий отделом Национального ботанического сада имени Николая Гришко НАН Украины Виктор Мельник во время пресс-конференции на тему: “Национальный парк в Сухолучье. Кто «за»и кто «против» заявил, что ученые призывают Государственное агентство лесных ресурсов поддержать создание национального парка в Сухолучье.
Стоит отметить, что по словам Владимира Борейко Василий Яковлевич Юхимчук согласовал создание национального природного парка “Днепровско-Тетеревский”, но бывшая глава Государственного агентства лесных ресурсов Кристина Юшкевич заставила его забрать свое согласие.
9 ноября 2017 года соответствующим распоряжением Кабмин Кристина Юшкевич была уволена.
На пресс-конференции журналистам Василий Юхимчик высказал несколько иную точку зрения: “В том виде, в каком проект создания национального парка существует ныне – я не поддерживаю”.
А получается, что без наличия определенного юридического статуса, согласно законодательству, проводить сплошные санитарные вырубки в Сухолучье разрешено.
Однако согласно ст. 27 Постановления “при проведении сплошных санитарных рубок применяются технологии, которые позволяют максимально сохранять деревья, не подлежат вырубке, подрост, подлесок, травяной покров и почвы”. Но, как мы могли убедиться, рубают все подряд.
Также Василий Юхимчук рассказал, что “Товарищество охотников и рыбалок “Кедр” не платило денег хозяйству до 2015 года, пока не был принять нормативно-правовой акт, который обязывает охотничьи предприятия платить за использование природных ресурсов”. Представьте себе, почти 7 лет земельные территории, на которых проживают животные, занесенные в Красную книгу, использовались бесплатно для охоты.
На вопрос: “Почему территория “Кедра” закрыта”, Юхимчук ответил: “Ну хорошо. Откроем”. Также он заявил, что поместье Януковича, расположенное на урочищах “Остров” и “Акация”, не находится под его ведомом, поскольку является частной собственностью. Хотя “Хонка-2” была передана в государственную собственность в 2015 году.
В результате мы имеем заповедную территорию, юридический статус которой остается неопределенным. Власти не могут найти консенсус в создании национального парка. А именно это решение позволило бы защитить не только деревья от вырубки, но и запретить проведение охоты, которую организовали приспешники Виктора Януковича.
Директор Днепровско-Тетеревское лесоохотничьего хозяйства, судя по его ответам журналистам, не контролирует или не желает контролировать подведомственную ему территорию. Трудно сказать, заключается ли проблема в отсутствии политической воли или в желании получить частную выгоду. Ясно одно, если принятие решения создать национальный парк будет затягиваться, граждане больше не смогут увидеть ту удивительную флору и фауну, которая существует сегодня.
Фото и видео – Роман Петушков
для ИНФОРМАТОРа