Как УПЦ МП рейдерским захватом Десятинной церкви занималась

На сайте Киевского местного совета набрала необходимое количество подписей петиция о решении вопроса сноса незаконной постройки-часовни УПЦ МП, именуемую ими Десятиннй мужскй монастырь Пресвятой Богородицы на территории Национального музея истории Украины.

Неудивительно, что граждане активно призывали поддержать петицию. Этому поспособствовал недавний скандал, связанный с отказом священника УПЦ МП в Запорожье проводить отпевание погибшего мальчика. А также задержание Алексея Шемотюка и Александра Горбаня по подозрению в попытке поджога часовни Десятинного монастыря по улице Владимирской в Киеве.

Давайте разберем последний случай подробнее. Алексей Шемотюк и Александр Горбань были задержаны правоохранительными органами 25 января 2018 года. 27 января Шевченковский райсуд Киева арестовал подозреваемых и назначил залог в размере 2,2 млн. грн. В тоже время прокуратура Киева просила использовать домашний арест в качестве меры пресечения.

Об этом на своей странице Facebook сообщил народный депутат Украины Игорь Луценко.

“По словам задержанных, они пытались привлечь внимание к тому, что территория Национального музея истории захвачена московскими церковниками. Рядом – фундамент Десятинной церкви, главного храма Киевской Руси, который символически хотят застолбить за собой агенты враждебного государства”, – написал Луценко.

На задержанных открыли уголовное производство по ч. 2 ст. 15 и ч. 2 ст. 194 (покушение на умышленное уничтожение или повреждение имущества) УКУ. Им грозит от 3-х лет лишения свободы.

Действительно, подобные действия граждан как поджог, если они имели место быть, являются незаконными. Однако на их совершения имелись вполне реальные причины.

МАФ благословенный

В 2006 году представители УПЦ МП получили разрешение у Национального музея истории Украины установить палатку-скинию для проведения праздничной службы. Под скинией понимается походной храм, имеющий временное предназначение.

Юридический статус такого сооружения прост – это МАФ. Причем незаконный.

В 2006 году Главное управление по вопросам внутренней политики КГГА в письме архимандриту Гедеону сообщило, что “размещение даже временных культовых сооружений любой религиозной организации на земельном участке возле остатков фундамента Десятинной церкви невозможно”.

Документы предоставила Крестина Морозова

Год спустя Генпрокуратура сообщила главе Секретариату Президента Украине Балоге В.И., что “проект землеустройства по отводу земельного участка для строительства указанного объекта в Главном управлении земельных ресурсов не зарегистрировано. Разрешение на выполнение строительных работ Управлением Государственного архитектурно-строительного контроля не выдавался”. По факту установления сооружения было “возбуждено производство об административном правонарушении по статье 152 КУоАП и внесено предписание с требованием демонтажа сооружения”.

Документы предоставила Крестина Морозова

Но власть Януковича привнесла новые порядки. Временный скиния переросла в постоянный храм.

В 2007 году на месте палатки возникло деревянное сооружение. Все строительные работы завершили за одну ночь. В 2012 году его облицевали камнем и мрамором. Однако такая реконструкция никоим образом на юридическом статусе возведения не отобразилась.

Православный саркофаг

Церковь стала набирать популярности. Ее даже успел посетить бывший глава Нацбанка Сергей Арбузов.

С легкой подачи властей, а именно приказом министра культуры от 9 апреля 2012 года, создается Музей истории Десятинной церкви. Директором этого “научно-просветительского” института становится монах Павел Дорошенко без какого-либо конкурса. Офис музея располагался в подвале на улице Владимирской, 6.

Иеромонах Дорошенко помогает установить забор

«Где-то 50 человек сотрудников музея — это монахи Десятинного монастыря и другие духовные лица, и лишь около 30 — научные сотрудники, которые были приглашены к сотрудничеству из академических учреждений», — рассказала журналисту “Исторической правды” Александру Зинченко бывший заместитель директора по научной работе музея Лариса Ганзенко.

Это стало первым звоночком, что наукой тут пахнуть и не будет. Лариса Ганзенко была одной из научного коллектива музея, кто ставил первоочередной задачей сохранение аутентичных остатков фундамента древнерусского храма, создание экспозиции археологических находок и проведение культурно-просветительской миссии. В то время, как попы желали на фундаменте возвести новый собор.

В профилактической беседе с Ларисой Ганзенко Павел Дорошенко заявил, что “музей истории Десятинной церкви является не государственным, а принадлежит общине «Десятинного монастыря» УПЦ МП, поскольку якобы именно она добилась от государства его финансирования, а соответственно, он (Дорошенко) может действовать по своему усмотрению, без оглядки на любые государственные законы и правила.

Также с Ганзенко общался и настоятель Гедеон. Он сказал, что остатки Десятинной церкви не являются историко-культурным памятником, а частной собственностью УПЦ МП, поэтому ни она, ни археологи не помешают ему построить на его фундаментах такой храм, какой он пожелает.

А предтечей попыток рейдерского захвата территории Десятинной церкви сталзарегистрированный в парламенте Юрием Мирошниченко (прихожанин часовни УПЦ МП) законопроект “Про відродження унікального Символу православ’я – церкви Богородиці (Десятинної) в місті Києві”.

Юрий Мирошниченко отмечен на фото

Что интересно, 25 февраля 2011 года министр культуры и туризма Михаил Кулиняк заверил, что на территории остатков Десятинной церкви не планируется строительство новых церквей.

“Максимально, что там будет происходить на сегодняшний день, это музеефикация остатков”, – сказал Кулиняк.

А в мае 2011 года Киевская городская государственная администрация организовала блиц-конкурс архитектурных концепций музеефикации остатков Десятинной церкви, который закончился скандалом. Ведь результаты конкурса не хотели оглашать, поскольку проект строительства над музейным помещением действующего храма не набрал необходимого количества голосов.

Хоть проект и не утвердили, в мае 2011 года территорию представители УПЦ МП все равно пожелали расширять. Даже подвезли строительные вагончики. Настоятель незаконной застройки архимандрит Гедеон сообщил прессе, что вагончики необходимы археологам. В Институте археологии были удивлены такому “подарку”.

Когда Гедеона попросили прокомментировать собственную ложь, он процитировалЕвангелие от Матфея: “По делам их узнаете их” (хотя правильно говорить “по плодам”). Слова оказались пророческими.

Но ситуация изменилась после создания Музея истории Десятинной церкви. Проект вновь оживили. Ниже вы можете увидеть рендер этого “саркофага”.

 

Особое внимание обратите на буронабивные сваи, размер которых составлял бы 18 метров. Об археологических исследованиях можно было забыть.

Запах напалма

Конечно, подобные “фокусы” УПЦ МП вызвали недовольство не только в научных кругах, но и среди граждан. Неизвестные в ночь с 14 на 15 декабря 2012 года подожгли часовню Десятинной церкви.

Огонь повредил значительную часть наружных и внутренних элементов здания.

Игорь Луценко считает, что это была умышленная провокация. Ведь председатель комиссии по культуре и туризму Киевсовета Александр Бригинец прогнозировал возможные провокации с поджогом.

“Госорганы предоставляли представителям “часовни” предписание об устранении нарушений противопожарной безопасности, которое было “выполнено” очень своеобразным способом – сооружение просто отремонтировали, украсив крышу и стены. Такую перестройку признала незаконным Государственная архитектурно-строительная инспекция”, – отметил народный депутат.

Последний случившийся поджог лишь повредил наружную дверь часовни и никакого серьезного ущерба не нанес.

На защиту Алексея Щемотюка и Александра Горбаня выступили пользователи соцсетей.

Публицист Алексей Кыштымский считает, что никакой сакральной ценности у храма нет и быть не может.

“Таких будок по городу натыкано немало, у меня на районе тоже есть.

При этом парням, которых обвиняют в поджоге, сейчас шьют, как я понимаю, ч. 2 ст. 194, а это от трех до пятнадцати. Хотя, даже если виноваты они, там максимум хулиганка. Ещё и повреждения так себе, ничего кардинального. Собственно, о “знищенні майна” речь не идет, а именно о незначительном повреждении.

Вообще, это феерично. Дебилам, который подожгли “Жовтень”, когда-то, если вы помните, переквалифицировали из ст. 194 в хулиганку, потому что они “не хотели сжигать”, хотя тогда пожар тушили пять часов и был серьезный риск для жизни и здоровья людей. И обвиняемые тогда потусовались под домашним арестом и получили условку”, – комментирует ситуацию Алексей.

Журналист издания “Хмарочос” Владимир Хенгистов акцентирует внимание на том, что “по словам очевидцев этот караван-сарай вдруг начали стеречь сотрудники Государственной службы охраны. Это те бодигарды, которые недавно прославились круглосуточной охраной титушки Крысина (его наемный сброд калечил и убивал людей во время Майдана).

Поскольку решение суда еще не было оглашено, мы не можем утверждать совершали ли поджог подозреваемые. Но мы знаем точно, что ни Алексей Шемотюк, ни Александр Горбань не совершали ранее уголовных преступлений.

В любом случае недовольство граждан, даже, если они сопровождаются преступлениями, вызваны аморальным и незаконным поведением представителей УПЦ МП. Почувствовав вкус власти за времена правления Януковича, они до сих пор не могут осознать тот факт, что политическая ситуация изменились и теперь им придется работать в рамках положений нормативных актов.

В тоже время украинская власть не спешит “бодаться” с УПЦ МП и даже решить судьбу незаконного храма на улице Владимирской. Ведь по данным опроса, опубликованным в ноябре 2016 года компанией «Ukrainian Sociology Service», 39,4 % опрошенных на Украине являются прихожанами Украинской православной церкви Московского патриархата. И все осознают, что “закручивание гаек” УПЦ МП приведет к недовольству среди населения. Что проблематично в условиях войны.

Однако понятие светского государства, закрепленное Конституцией Украины, предполагает, что не только государство не вмешивается в дела церкви, но и церковь выполняет законную волю государства. А если этого не происходит, то мы получаем субъект вне законного поля, который “исповедует” правовой нигилизм.

Суды не рассматривают дела по незаконному строительству, а вот подозреваемым избирают меру пресечения, как и наказание, по жестче, играя на руку московского патриархата.

Бездействие государства и отсутствие в отношении духовенства санкций приводит к тому, что граждане берут на себя роль правоохранительных и регулятивных органов. И тут уже для положительного результата применяется метод “прямых действий” с погромами и поджогами.

Учитывая давнюю проблемную историю, связанную с Десятинной церковью, хотелось бы, чтобы, по крайней мере, киевская городская власть смогла защитить исторический памятник от рук УПЦ МП, а жителям столицы предоставили хоть небольшую, но территорию для свободного передвижения.


Антон Визковский

для ИНФОРМАТОРа

Next Post

У Києві невідомі в чорному розгромили гаражний комплекс

Чт Лют 8 , 2018
Сьогодні вночі група невідомих людей розгромила гаражі, які належать мешканцям Голосіївського району Києва. Про це повідомив кореспондент ІНФОРМАТОРа. У власників гаражів, які знаходяться у дворі будинків (вул. Льва Толстого, 49-51), є документи, які підтверджують їхнє право розпоряджатися нерухомістю. Земля, на якій стоять будівлі, належить музейному комплексу Лесі Українки, Михайла Старицького […]
Толстого 49

Можливо ви пропустили?